Новое медиа
в старой шкурке
...или гигапиксель шагает по планете
Изображения высокой чёткости (ИВЧ) всё больше входят в наше повседневное обращение. Революция произошла незаметно. Вслед за ростом стандартов разрешения цифровых фотокамер и сканеров, появлением большого числа профессиональных устройств, формирующих такие изображения, они стали восприниматься как вполне обычное явление.

А между тем ИВЧ это не просто картинки, точнее, не только картинки, а может быть и вовсе не картинки. Они обладают набором свойств, позволяющим выделить их в отдельный вид медиа, формирующий новый мир, и передающий нам (по Маклюэну) новый мессидж.

Давайте дадим сначала определение ИВЧ. Определение у нас будет расширительное, бытовое, допускающее некоторую многозначность, зато простое и понятное. Любую картинку, кратно большую при отображении в разрешении 1:1 чем ваш монитор, назовём ИВЧ. Чем больше эта кратность, тем больше специфические качества такой картинки, отличающие её от обычного изображения. Среди ИВЧ выделяется класс гигапиксельных картинок, как самых ярких представителей нового вида медиа. Терапиксельные картинки пока достаточно редки, особенно в широком доступе, поэтому и класса особого они пока не образуют. А вот список очень больших картинок (Википедия). Примеры из этого списка — ниже.

Гигапиксельная картинка — это изображение размером более 30 тыс. пикселей по длине и по высоте (хотя иногда, к ним условно относят субгигапиксельные изображения, которые имеют 30 тыс. пикселей и более хотя бы по одному измерению). См., например, в Википедии (точнее, на Викискладе).
Чтобы представить такое разрешение, скажем, что это более 15 экранов FullHD в ширину и почти 30 в высоту. Или изображение примерно 10×10 метров при размере точки как на мониторе — примерно 0,3 мм.

Если заполнить этим изображением целиком наше поле зрения, то угловой размер пикселя будет гораздо меньше максимального углового разрешения глаза. Другими словами, к такой картинке можно подходить долго и каждый раз будут появляться новые детали.

Примеров ИВЧ в открытом доступе сейчас достаточно много.

Прежде всего это карты и спутниковые снимки поверхности земли — как новые (Яндекс- и Гуглокарты), так и сканы старых карт.
Это панорамные (или секторные) фото городов и природы.
Сканы исторических документов большого размера.
Специальные высококачественные фотографии произведений искусства. Гугл-артс, Википедия и т. п.
Изображения астрономические — фотографии галактик, планет. Сайт телескопа «Кеплер». Информация о телескопе LSST.
Изображения математических объектов.
Микроскопические фотографии биологических и других объектов.
Пиксельные (не векторные) изображения сложных чертежей и схем. Хотя во многом это анахронизм.
Фотографии больших групп людей, в которых можно разглядеть каждого человека (при увеличении изображении каждого человека можно рассматривать как индивидуальный портрет). Интересно, что здесь есть и исторические виды таких фотографий (фотография лейб-гвардии Кексгольмского Императора Австрийского полка, увеличение 1, увеличение 2). А вот современная, хотя и не очень большого разрешения (групповое фото участников конференции Викимедиа-2017).
К слову. Применение гигапиксельных технологий к фотографированию больших скоплений народа уже вызвало тревогу по поводу появления ещё одной возможности для контроля лояльности граждан власти. Ведь если фотографировать, скажем, запрещённый митинг или демонстрацию, то общее обзорное фото позволит разглядеть и вычислить каждого участника!
Почему же ИВЧ надо рассматривать как отдельный вид медиа? Дело в том, что оперировать им как обычной картинкой практически невозможно. Полноценная гигапиксельная картинка весит как небольшое видео — 250+ Мб даже в формате jpg. Скачивается в браузер она будет даже при хорошем интернете около минуты, а после этого вы получаете возможность увидеть картинку либо во весь экран, либо в полном увеличении. В первом случае это только обзорная картинка, ничего не говорящая о деталях, во втором очень маленький фрагмент изображения в максимальном качестве. Используя движки браузеров перемещаться по этому огромному полотну невозможно. Многие популярные «смотрелки» типа ACDSee от такого файла могут просто сломаться и отказываются показывать максимальное качество изображения. Другими словами, такие изображения просто нечем смотреть из традиционных средств, чтобы было удобно. Не запускать же для этой цели Фотошоп!

Да и сама логика просмотра ИВЧ несколько другая. Она состоит в постоянном перемещении по полю картинки с одновременным изменением масштаба от самого маленького до самого большого. Это похоже на наезды и отъезды условной камеры, которая то снимает общий план, то приближается, и показывает морщины на коже главного героя. Собственно, мы это делаем постоянно, используя спутниковые карты. Но, оказывается, так можно рассматривать не только карты, но и, например, живописные полотна. Как в случае спутниковых карт, так и других случаях, для рассматривания в таком режиме нужен свой движок и специально подготовленный визуальный контент. Для каждого масштаба готовятся свои изображения, разбитые, например, на плитки размером 256×256 пикселей и в момент наведения условной камеры оперативно высвечивается нужный кусок в нужном масштабе. Просто проводить масштабирование полной картинки в реальном времени невозможно пока даже на мощных ПК.

Собственно, наличие инструмента для просмотра — это не так важно. Важно, что сам алгоритм просмотра предполагает, что посмотреть можно только часть изображения в наивысшем качестве. На внимательный осмотр всего изображения уйдёт слишком много времени. Например, на этом фото разглядеть подробно можно, наверное, несколько десятков тысяч человек. Но у вас не будет столько времени, чтобы осуществить эту возможность. Следовательно, настоящие ИВЧ — это то, что мы можем рассмотреть лишь частично. А, следовательно, каждый увидит разное!

ИВЧ — это избыточная визуальная информация, допускающая разное толкование и разную последовательность изучения. Сегодня мы посмотрели на изображение и увидели одно, а завтра другое — то, на что в первый раз не обратили внимания.

Наконец, эмоциональная составляющая процесса разглядывания ИВЧ не такая, как у обычных картинок. Это длительный процесс, который имеет свои взлёты и падения. Находки интересных мелких деталей сменяются монотонными низкочастотными (имеются в виду пространственные частоты) объектами. А постоянная смена масштаба создаёт впечатление, похожее, скорее, на фильм, чем на статику. Причём, это фильм со сценарием, создаваемым тем, кто смотрит. Иногда этот сценарий спонтанный, иногда логичный и последовательный. Иногда эффективный, иногда нет.

Таким образом, ИВЧ как медиа включает в себя индивидуальность смотрящего, который становится соавтором результата. И логично, что по результатам рассматривания такой картинки можно снять настоящий фильм, и он будет смотреться увлекательно! Особенно, если автор фильма знает путь, по которому рассматривать ИВЧ наиболее интересно. Знает неведомые дорожки, на которых надо искать невиданных зверей.
В некотором смысле, ИВЧ — это лес, который понятно где начинается и где заканчивается, но в середине его можно ходить по разным дорожкам и видеть разное. И всех грибов в нём не собрать.

Для осуществления путешествий по таким лесам есть разные инструменты. Во-первых, это Zoomify, который даёт общий вьювер для просмотра таких файлов (пример). Во-вторых, замечательный инструмент StoryMapJS, при помощи которого можно создавать интерактивные путешествия по ИВЧ, снабжая каждую интересную деталь комментарием и дополнительным медиаресурсом. Такое путешествие напоминает поход по неизвестному месту с гидом и делает время просмотра обозримым. И конечно же по одному ИВЧ можно сделать несколько путешествий. Например: Босх 1 и Босх 2. И это будут совсем разные путешествия.

Гигапиксельные изображения произведений искусства можно также рассматривать прямо из «облака», используя мобильные приложения для Андроида или iOS. В этом случае вы просто раздвигаете пальцами картинку до тех пор, пока не достигнете максимального увеличения.

Я думаю, что можно создать ещё много приёмов для рассматривания и использования ИВЧ. Количество таких изображений будет возрастать лавинообразно по мере совершенствования техники, поэтому и приёмы работы с ними будут множиться сообразно увеличению корпуса контента.

Некоторые из этих инструментов будут автоматическими анализаторами (нахождение микроопухолей на рентгенограммах, микрообъектов и кластеров нужной структуры в астрономии и микроскопии). Другие будут интерфейсные, аккумулирующие наилучшие техники просмотра ИВЧ человеком.

В любом случае, ИВЧ — это медиа, которое мощно вторгается в мир привычных медиаформатов и скоро, видимо, отвоюет в нем одно из самых почётных мест.
Идея этого текста возникла у автора в результате работы над интерактивными выпусками проекта «Артотека» компании «Директ-Медиа» и некоторые примеры взяты из этого проекта. В качестве инструмента работы с ИВЧ применялся упомянутый выше сервис StoryMapJS.
В качестве фона обложки использован увеличенный фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (правая панель триптиха — «Ад»).

Приложение. Интерактивные миры Босха

Интерактивная карта — это интересный способ рассказать больше об известном произведении. Способ основан на применении изображения сверхвысокой чёткости в сочетании с интерактивным механизмом «наезда» камеры и дополнительным текстовым и визуальным контекстом для выбранных фрагментов полотна…
Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» представлен здесь в виде двух интерактивных путешествий. Работы Босха можно рассматривать часами, а его «Сад» уникален как по количеству сцен и персонажей, изображённых на нём, так и по числу их трактовок. С некоторыми их этих сюжетов и трактовок мы сегодня вас познакомим.
В представленной интерактивной карте можно познакомиться с объяснениями основных сцен триптиха, дополненными графической и медийной информацией. Контекстом для этой информации послужат увеличенные в необходимой пропорции фрагменты картины.
Перемещаться между слайдами интерактивной карты можно при помощи стрелок «вправо» и «влево» на поле карты или нажимая на «горячую точку» на картине. Перетаскивать изображение можно мышкой, удерживая нажатой правую клавишу, а увеличивать и уменьшать изображение — при помощи колёсика мышки при нажатой клавише Ctrl.
Чтобы добиться наилучшего вида, используйте устройства отображения с достаточным разрешением (рекомендуемое разрешение 1080р или лучше)

1
Первое интерактивное путешествие посвящено основным сценам триптиха, их смыслу и значению
Путешествуя по створкам произведения, начиная с левой, посвященного земному раю, через земные наслаждения центральной, к адскому ужасу правой мы последовательно рассматриваем сцены, выстраивающиеся в единую галерею образов Босха. Всё здесь служит одной мысли: невоздержанные наслаждения в земной жизни ведут к мучениям в жизни загробной.
Сцены рассматриваются в историческом, биографическом и географическом аспектах. Чтобы понять их смысл мы обращаемся к символам европейского средневековья 15−16 вв., обстоятельствам личной жизни художника и месту, где он жил и творил.
Кроме текстов, некоторые сцены дополняются поясняющими иллюстрациями. А в конце путешествия вас ждут видеоматериалы, рассказывающие о Иерониме Босхе и «Саде земных наслаждений».

2
Второе интерактивное путешествие — это прогулка по «зоопарку» Босха.
Кроме людей художник поместил на свой триптих огромное количество животных. Их точное число трудно определить из-за мелкого масштаба некоторых фигур, но по нашим подсчётам их там может быть более 1000! Мы выбрали самых интересных из них и постарались подобрать к каждому реальное или мифическое животное, наиболее похожее на то, что изобразил Босх. Задача оказалась не простой, так как Босх рисовал не с натуры, а по памяти или про имеющимся у него образцам: рисункам или гравюрам. Поэтому многие звери, птицы, земноводные и пресмыкающиеся — это плод фантазии художника или просто обобщённые образы. Наконец, многие фигуры — это, скорее, не животные, а звероподобные монстры. Тем не менее, мы постарались найти аналоги к каждой фигуре и, за редким исключением это нам удалось. Мы, однако, заранее просим прощения за то, что аналогии могли оказаться весьма отдалёнными.
Почти все слайды интерактивного путешествия, а их более 230, снабжены дополнительными иллюстрациями или краткими видеосюжетами. Надеемся, что прогулка по «Зоосаду земных наслаждений» будет увлекательной и полезной!
Данный контент распространяется под открытой лицензией (CC BY 3.0)